ГлавнаяКонтакты

История открытки

Автор статьи Юлия Рудая.

История открытки

Скрапбукинг открывает новые грани творчества и уводит нас в загадочный мир кардмейкинга. Давайте окунемся в историю создания открыток и проложим путь от «корреспондентских карточек» до современных филигранных работ.

В формате открыток.


На первый взгляд искусство создания открыток совсем несложное. Однако первоначальная простота со звоном разбивается о первый же подводный камень. Как на небольшом листе картона уместить ту тысячу слов в образах, которую так хочется сказать адресату? Ведь, даже несмотря на всю демократичность открыток XXI века, существуют довольно строгие регламенты открытого письма.

Сегодня большой популярностью пользуется «Евростандарт» открытка размером 110 х 220 мм. Однако почти полтора века назад был установлен совершенно другой формат. Единый международный размер карточки, признанный в 1878 году в Париже Всемирным почтовым конгрессом, составлял 90 х 140 мм. А уже в 1925 году открытки стали чуть больше - 105 х 148 мм. Все три формата с успехом используются в наши дни.

Привет из Австро-Венгрии.


Официальная история открыток началась в 1869 году, когда впервые были выпущены почтовые карточки с отпечатанной маркой, которые можно было послать без конверта, и именно в этом заключается суть открытого письма. Такие открытки были изобретены в Австро-Венгрии и получили название «корреспондентских карточек».
1

Выглядели они весьма неприметно: плотная желтая бумага и марка в правом верхнем углу. В 1874 году в Берне состоялся Всемирный почтовый конгресс, где подобный вид корреспонденции признали на юридическом уровне. Таким образом, открытые письма стали официально путешествовать по миру.
22

Однако помимо австро-венгерской версии появления открыток, история насчитывает, по меньшей мере, шесть, среди которых есть и славянская. По мнению некоторых исследователей, почтовые иллюстрированные карточки - это видоизмененные русские народные лубочные картинки.
33

Такие картинки получали на бумаге, отпечатывая рисунок с деревянного клише. Кстати, тот же принцип действует и в современном кардмейкинге, когда при помощи штампов и чернил мастера создают картинки.
44

Трудоемкий процесс создания открыток.


Во времена появления первых открыток возможности полиграфии были весьма скудными. Несмотря на активное развитие типографского дела, внимание, прежде всего, уделялось печати книг. К тому же создание самой печатной формы было делом довольно трудоемким. Поэтому первые открытки создавались исключительно вручную.

Помимо традиционных бумаги и красок в ход шли и подручные материалы - бисер, бархат, засушенные цветы, перья и даже волосы. Но самым дорогим материалом для изготовления открыток был шелк. Шелковые открытки впервые появились в Англии в 1898 году.
5

Но вскоре был налажен промышленный выпуск таких карточек, и тут по масштабам выпускаемой продукции первой была Германия. Интересен сам процесс создания шелковых открыток. Как правило, тканью украшались шляпки, дамские платья и мужские костюмы. На изображение впрессовывался шелк, а затем на деталях, покрытых тканью, делалось тиснение.

А поскольку шелковые детали часто были объемными, то открытки украшались еще и высечками. В то время высечка выполнялась специальными режущими штампами. Сегодня на помощь мастерам кардмейкинга приходят фигурные дыроколы, чьими прародителями и были те самые режущие штампы. А тиснение - едва ли не единственный художественный метод, который зародился еще в VI веке и дошел до наших дней почти без изменений.

Средство общения и объект искусства.


Углубляясь в историю создания и развития открытых писем, можно выделить один интересный факт. До определенного момента открытки служили исключительно как средство общения. Самодельные, неприметные, украшенные рисунками от руки, а то и вовсе содержащие только текст и адрес, они были безмолвным посланием души и символом глубокого уважения и бесконечной любви к адресату.
66

Но в то время, пока типография набирала обороты и производство почтовых карточек становилось массовым, мастера возвели процесс создания открыток в ранг искусства. Украшенные бисером, шелком, вырубкой и тиснением, с золотыми краями, такие карточки передавались исключительно из рук в руки. Они были предметом гордости и непременно выставлялись в доме на самом видном месте.
77

В конце XIX века почтовые карточки учили добру и несли свет знаний наравне с книгами. Были выпущены целые коллекции открыток по мотивам детских сказок, репродукции картин известных художников, с видами городов и неповторимыми пейзажами. Пока цифровые технологии набирали обороты, почтовые карточки путешествовали по континентам с посланиями от сердца к сердцу.
88

Движение Mail Art.


История любит повторения. Примерно 60 лет назад американский художник Рэй Джонсон начал создавать картины и коллажи и затем отправлять их по почте.
1313

Вначале он рассылал свои творения родным и друзьям, а после стал отправлять и совершенно незнакомым людям. Вот таким необычным способом Рэй нес искусство в массы, и непременно, отправляя свою картину адресату, он просил прислать что-нибудь в ответ.
99

Идея нашла своих последователей, и в 1962 году Рэй Джонсон основал Нью-Йоркскую школу корреспонденции. Таким образом появился новый вид почтового искусства - mail art, где в качестве средств художественной выразительности используются почтовые марки, открытки и конверты.
1010

В 1964 году мэйл-арт оформился в международное движение, и каждый желающий может прикоснуться пожалуй, к самому демократичному и доступному виду искусства. Чаще всего украшают и пересылают почтовые конверты и открытки. Но объектом мэйл-арта может стать любой предмет, на который возможно наклеить марку и написать адрес.
1111

Книги, диски, плакаты, дискеты, журналы - нет предела фантазии и возможностям почты, которая доставит прямо в руки любой арт-объект. Вот так примерно за полтора столетия открытка прошла путь от обычной почтовой карточки до арт-объекта. И совсем неважно, типографская это открытка, в стиле handmade или авторская, нарисованная. Важно, что так же, как десятки лет назад, она несет адресату самые нежные послания души и сердца.
1212

Источник: журнал "Лукошко идей" №11 2014


Помоги пожалуйста нам, добавь эту статью себе в социальные сети

Рекомендуем для просмотра

Добавить комментарий
Ваше имя:  

Напишите ниже в форму слово "игрушка" без кавычек