ГлавнаяКонтакты

История бисера

Венеция и Богемия.


Основным материалом для производства бисера было стекло, хотя существовал и фарфоровый, и фаянсовый, и металлический бисер, поэтому производство бисера было сосредоточено в старинных стеклоделательных центрах. В Венеции стеклянные бусины производили еще в XIII веке, где во избежание пожаров стекольные мастерские были сосредоточены на острове Мурано. К XVII веку относится расцвет производства бисера, в котором венецианцы долго сохраняли монополию: местные законы строго запрещали вывоз необработанного стекла (даже осколков) и выезд ремесленников за границу. В 1606 году в Венеции работала 251 стеклоделательная мастерская!
История бисера (фото 1)История бисера (фото 1)

Со временем в Италии возникли новые центры производства бисера (Ампеццо, Флоренция). А с XVIII века бисер стали производить в Чехии (Богемия), а также во Франции и Германии (в Нюрнберге, в Тюрингии).

В более раннем производстве бисера стекло вытягивали в нить и навивали ее на прутик, получая таким образом бусину. Позднее стали нарезать тонкие стеклянные трубочки на колечки, обрабатывая их шлифовальной смесью и нагревая, добивались создания округлой формы, характерной для венецианского бисера. Необработанные в барабане трубочки представляли собой стеклярус, который также был популярен в рукоделии со второй половины XVIII по XIX век.

Бисер, производившийся в Богемии, был из тугоплавкого стекла, его нельзя было оплавить. Поэтому бисер шлифовали и делали граненым. Он был менее ровным, и игра света на его гранях делала богемский бисер не вполне пригодным для создания панно и картин.
История бисера (фото 2)История бисера (фото 2)

Приемы работ с бисером.


Осваивая новый материал для шитья, мастерицы применяли прежние способы работы с ним. В XVIII веке бисером вышивали вприкреп (как жемчугом): бисер нанизывали на нить и затем другой нитью крепили бисерную низку к ткани, создавая рисунок или фон панно. В качестве основы использовали льняной холст.

Перед началом работы наносили рисунок, при этом места сюжета, которые сложно было передать бисером (лица, например), могли быть вышиты гладью или даже дорисованы красками.

Появление более однородного по форме и размеру и более разнообразного по цвету бисера позволило использовать его для вышивки по счету согласно рисунку: бисер пришивался по одному, а в качестве основы использовали холст или бумажную канву.
История бисера (фото 3)История бисера (фото 3)

При этом очень мелкий бисер порой низали на вощеную нить или использовали вместо иглы расщепленную щетинку, в которую вкладывали нить, затем, нанизав бисер на нить, продевали ее в иглу, прикрепляли к ткани и вновь, сняв иглу, нанизывали крошечную бусину.

Из бисера вязали и крючком, и на спицах. Для этого прежде нанизывали бисер на нити согласно рисунку и затем из этих низок вывязывали кошелек или кисет, оставляя по одной бусинке с изнанки.

Для оформления объемных предметов - шкатулок, чернильниц - применялось низание, которое сродни нынешнему плетению из бисера, в качестве основы использовали нить или конский волос. Для изготовления двусторонних панно применяли ткачество.
История бисера (фото 4)История бисера (фото 4)

Бисер в России.


Долгое время в России бисер был исключительно привозной. Удачная попытка наладить производство отечественного бисера была предпринята М.В. Ломоносовым. Первая продукция была выпущена в 1754 году, недорогой стеклярус М.В. Ломоносова мог даже потеснить на рынке голландскую продукцию, но производство в Усть-Рудице после смерти основателя завода пришло в упадок, специалисты считают, что всего завод произвел не более ста пудов стекляруса, а бисера намного меньше.

Однако именно этот стеклярус был использован для оформления знаменитого Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме: в 1760-е годы он был украшен панно, вышитыми девятью русскими золото-швеями под руководством Марии де Шен, француженки на русской службе. Панно вышиты по холсту синелью (ворсистым шелком) и молочно-белым стеклярусом - целыми низками вприкреп. На 12 панно изображены диковинные птицы и растения в «китайском стиле».
История бисера (фото 5)История бисера (фото 5)

Несмотря на то, что бисер в России почти не производили, он стал неотъемлемой частью декора в XVIII - XIX веках, а бисерное рукоделие было любимо дамами. Умением работать с бисером отличались М.Н. Волконская, А.И. Пущина, сестра И.И. Пущина, которому она вышила табачницу, сестра И.С. Шмелева Софья Сергеевна.

Вышитые бисером сюжеты вставляли в крышку бювара для бумаг и шкатулки для рукоделия, украшали ими альбомы, сигарницы и ящички для хранения перчаток, бисером вышивали перочистки и кошельки, вязали монетницы и кисеты, бисерные чехлы украшали чернильницы, наперстки и вилки. Нередко выполненный с любовью предмет из бисера предназначался в дар.
История бисера (фото 6)История бисера (фото 6)

Бисером расшивали детали священнического облачения, обвязывали пасхальные яйца, вышивали ризы икон. Интересно, что бисер снискал себе любовь старообрядцев, в некоторых скитах бисером вышивали лестовки (четки), а также выполняли бисерные работы на продажу и в дар.

Коллекции бисерных работ собраны во многих российских музеях: более 800 предметов бисерного рукоделия хранит Эрмитаж, коллекциями бисера располагают Русский музей и Государственный исторический музей. Около 70 работ из бисера собрано в музее-заповеднике «Михайловское», около 300 - в Музее истории Санкт-Петербурга.

Исследователи ценят бисер за то, что он лучше нитей сохраняет свой цвет и передает гамму изображения в первозданном виде. Нечасто можно видеть это богатство на выставках современным мастерицам. Одна в 2010 году сотрудниками Эрмитажа отреставрированы панно Стеклярусного кабинета, и предстоящее лето - прекрасная возможность окунуться в его великолепно-таинственное мерцание, заглянув сюда, прогуливаясь парку Ораниенбаума.


Помоги пожалуйста нам, добавь эту статью себе в социальные сети

Рекомендуем для просмотра

Добавить комментарий
Ваше имя:  

Напишите ниже в форму слово "игрушка" без кавычек