ГлавнаяКонтакты

Рисование песком

Рисование песком

Световой стол — полупрозрачная матовая поверхность, за которой находится источник света, известен не одно десятилетие. Хирурги смотрят снимки на световой вертикальной поверхности, художники-мультипликаторы и художники комиксов на световом столе переводят изображения, на монтажном световом столе монтируют фильмы, фотографы просматривают негативные и позитивные фотопленки.

Световой стол пригодился и для песочной анимации — в обоих случаях: и когда снимают анимационный фильм, и когда художник рисует перед зрителем «вживую».

Прежде всего хочется отметить, что все упражнения и приёмы рисования, рассмотренные далее, можно осуществить на любой горизонтальной тёмной гладкой поверхности (например, на обычном полированном столе светлым песком, мелкой солью или манкой — это тоже будет техникой порошка.
11

Крупный жёлтый песок.
2

Мелкий песок, которым я рисую.
3

Мелкий песок цвета топлёного молока, очень светлый.
4

Мелкая поваренная соль.
5

Манка.
6

Зарисовка, выполненная на полированном столе песком, которым я рисую обычно на моём световом столе.
77

На световом столе рисунок получается более контрастным и имеет больше полутонов.

Если вы все же решили иметь дома световой стол, есть три варианта: 1) купить готовый (есть много предложений в Интернете); 2) соорудить такой стол самостоятельно; 3) сделать его под заказ.

Технические характеристики устройства тоже весьма разнообразны: от простого, положенного на книжки стекла с подставленной вниз лампой (желательно соорудить бортики по краю стекла) и до сложной конструкции с программируемыми светодиодами, как в моих световых столах для путешествий.
8

9

Можно выбрать золотую середину и не усложнять задачу.

Пожелания для светового стола.


Соотношение сторон 16 X 9 — этот формат наиболее популярен и используется в телевизионной и проекционной технике. Большинство телевизоров сегодня имеют картинку именно таких пропорций.

Бортики со всех сторон должны быть не ниже 3 см, чтобы не высыпался песок. Справа и слева (там, где лежит песок во время работы) — лучше 5-7 см. Бортик со стороны художника — не выше 3 см, чтобы его высота не мешала рисовать детали на первом плане.

Справа и слева — пространство для песка не шире 15 см. Если песок рассыпан тонким слоем, его неудобно набирать в горсть, а это важный момент при рисовании на скорость.

Плоскость, на которой лежит песок, должна быть на одном уровне с плоскостью, на которой происходит процесс рисования. Во многих конструкциях, которые предлагаются к продаже, для песка делают справа и слева лотки-углубления — в этом случае некоторые приёмы рисования просто невозможно использовать (об этом речь пойдёт ниже).

Для поверхности, на которой вы будете рисовать, лучше всего подойдет матовый (молочный) пластик толщиной 4-5 мм. Более тонкий будет сильно прогибаться, более толстый излишне утяжелит общий вес стола.

Конструкция должна быть устойчивой. Когда стол шатается, тогда неудобно работать и картинка на экране прыгает (если изображение с видеокамеры над столом выведено на экран).

Цвет подсветки может быть любым, в зависимости от вашего вкуса и задач.

Что надо знать о песке.


Материалом может служить любой песок. Его нужно просеять через мелкое сито, затем, если это необходимо, промыть. Промыть песок можно в ведре. Одну порцию песка, необходимую для рисования (это примерно 3-5 кг), насыпать в ведро, залить водой до верха. Рукой (ложкой, лопаткой) песок интенсивно помешивают. Пыль и грязь растворятся в воде. Лёгкие частички всплывут. Воду осторожно слить. Процедуру повторять до тех пор, пока вода не станет прозрачной. Сушить песок можно на противне в духовке (если нужно срочно), просто в комнате, на подоконнике на солнце или на батарее отопления в широкой ёмкости.

Песок из строительного магазина, как правило, сильно загрязнён и содержит примеси. Песок с пляжа — намного чище. Он уже промыт речной водой. Можно взять карьерный песок, из пустыни и т. д. или купить специальный цветной песок в магазине.

Но каждый песок по-своему уникален и имеет свои особенные свойства: размер песчинок, их цвет и массу. От этих свойств зависит, как песок проявляет себя в процессе рисования. При разных задачах можно брать разные виды песка.

Чем мельче песок, тем больше полутонов можно добиться в рисунке. Тёмный песок более контрастный. Белым песком (или мелкой солью) можно рисовать зимние пейзажи. Крупным песком — рисунки с крупными деталями.

Хранить запасы песка удобно в пластиковых бутылках, а песок, которым постоянно рисуешь (и возишь с собой), — в мешочках из плотной ткани. Если песок остаётся всегда дома, нет необходимости постоянно пересыпать его в мешочки и ёмкости. Он может лежать на рабочей поверхности светового стола, но в этом случае желательно предохранять его от пыли — закрывать сверху крышкой или прикрывать тканью.

Рисование на скорость перед зрителем и рисование для записи на видео дли монтажа (или просто длительный рисунок) будут отличаться. При рисовании на скорость исключается обилие деталей и полутонов, а также использование кистей и других предметов (по возможности). Но все рассмотренные приёмы помогут вам работать в любой технике.

Немного об инструментах.


При длительном рисунке можно рисовать только руками, а можно использовать кисти, палочки и другие предметы, которые сочтёте необходимыми. Для мелких деталей можно применять деревянные палочки (зубочистки или бамбуковые шампуры) — дерево не поцарапает пластик. При рисовании длительных полутоновых рисунков я использую разные кисти и палочки. Также при рисовании применяются любые предметы, которые могут дать фактуру. Об этом мы поговорим позже. На выступлениях перед зрителями, при рисовании на скорость, для мелких деталей я использую ногти (например, когда рисую блики в глазах). Длина ногтей должна быть не более 2 мм.

Для сбора песка после рисования пригодится широкая кисть — вымести песок из уголков стола.

Прежде чем приступить к рисованию и высыпать просеянный песок на поверхность, необходимо побрызгать поверхность светового стола (пластик) антистатиком и пару минут подождать, пока он высохнет. Это нужно для того, чтобы песок свободно перемещался по поверхности, не прилипал к ней из-за статического напряжения. Процедуру необходимо периодически повторять. Чем больше вы рисуете, тем чаще нужно будет брызгать поверхность. Возможно, раз в несколько дней.

Приемы и упражнения.


Сыплем песок из кулачка.
10

Насыпаем линии. Чем ниже рука, тем точнее и тоньше может быть линия. Попробуем разные варианты (прямые линии, зигзаги, спирали и т. д.) с разной скоростью рисования. Получаем узкие, широкие линии, а также прозрачные и непрозрачные — это зависит от разной толщины слоя песка, насыпанного на стол. Чем выше рука и чем быстрее мы насыпаем линию, тем она прозрачнее и шире.

В зависимости от свойств определённого песка, линии ложатся по-разному — темнее в центре или по краю и т. д.
11

С помощью только этого приёма можно, например, нарисовать цветы.
12

Чтобы обогатить такие линии, можно расставлять в нужных местах акценты с помощью тонких линий, нарисованных краешком ногтя.
13

14

1515

Насыпанные линии можно корректировать.
1616

Упражнение «Лист».


Насыпаем силуэт кленового листа и линии по направлению прожилок. Затем нам нужно уточнить край листа так, чтобы он был чётким и красивым. Для этого кончиком пальца или боковой частью первой фаланги любого пальца проводим у края линии так, чтобы часть песка сдвигалась в сторону рисунка.
17

Краешком ногтя проводим тонкие линии по рисунку прожилок. На кончике черешка ставим точку кончиком пальца. Получился красивый листочек.
18

Иногда нужно провести тонкую чёткую прямую или извилистую линию. Для этого по насыпанной из кулачка линии проводим двумя пальцами, сложенными «домиком».
19

В этом случае линия получается одной толщины по всей длине. Чтобы получить подобную линию несколько большей толщины, нужно сложить пальцы немного по-другому. Но принцип остаётся тот же: для получения линии одинаковой толщины по всей длине нужно, чтобы пальцы упирались друг в друга.
20

Упражнение «Текст».


Пробуем писать текст.
2121

При необходимости корректируем края букв.

Упражнение «Яичница-глазунья».


Закрепляем приём — рисуем яичницу-глазунью.
22

За счёт толщины слоя получаем более светлые и более тёмные участки. На заключительном этапе рисуем блики — получаем объём и блеск! Блик можно нарисовать ногтем. Точки и кружочки. На уже нарисованных линиях пальчиком ставим точки.
23

Если пальчиком не только дотронуться до песочного слоя, но и покружить по часовой стрелке (или против), получаются кружочки.
2424

Часть песка, которая остаётся под пальцем, можно передвинуть к краю или сформировать из неё собственную тень, которая даёт объём.

Упражнение «Солнышко».


Из горсти с высоты примерно 20 см сыплем песок, не передвигая руку.

Песчинки из центра будут отскакивать, образуя круг.
25

26

Иногда он не получается идеально ровным.

В этом случае мы можем поправить его край изнутри пальцем.
27

Чем выше будет находиться рука над столом, тем больший диаметр круга получится.
Засыпаем фон. Фон можно засыпать разными приёмами — всё зависит от задачи.

1. Слева направо от края быстрым движением перемещаем песок по поверхности стола. Затем — справа налево. .
2828

Это можно сделать только в том случае, если на вашем световом столе поле для песка находится на одном уровне с плоскостью пластика, на котором вы рисуете. Если песок лежите в лотке — насыпьте его на плоскость с краю и попробуйте этот и три следующих приёма.

2. Совершаем те же движения, но по спирали. Рисуем космическое пространство — добавляем планеты и их траектории тонкими линиями.
2929

3030

3. Рисуем горы. Слева направо (и/или наоборот) перемещаем песок быстрым движением по траектории зигзага.
31

Если амплитуда зигзага небольшая — получается пустыня с барханами.
32

33

Сверху корректируем край. Иногда нужно не просто скорректировать край, а убрать часть песка так, чтобы его не скапливалось много по контуру. Для этого проводим движение плоскостью пальца, как бы отсекая и отодвигая лишнее.
34

4. Заполняем пространство на небе тем же приёмом.

5. На поле светового стола с высоты более 40 см рассыпаем песок тонким слоем.
35

Быстро перемещая руку слева направо и справа налево. При этом песок просыпается между пальцами.
36

Можно добиться разной плотности слоя. Этот прием применяется, когда нужно насыпать тон на уже сделанную картинку для перехода к следующей, например, для добавления деталей или для создания равномерно засыпанного фона.

Рисуем по засыпанному фону. Здесь есть бесконечное множество вариантов; кончиком пальца, ногтем, плоскостью пальца, ребром ладони, ладонью, кулачком, а также предметами: тонкими и толстыми кистями, визитной карточкой, палочками. Начинаем пробовать. Засыпаем быстрыми движениями фон.

Проводим в любых направлениях линии, полосы плоскостью ладони, ребром ладони, кончиками пальцев, краешками ногтей, подушечками пальцев и т. д. Стараемся почувствовать песок на ощупь — насколько приятный это материал.
3737

Попробуйте сделать это с закрытыми глазами.

Упражнение «Осьминог».


Засыпаем фон. Рисуем щупальца осьминога, его голову.
38

Уже известным нам приемом «кружочки» рисуем глаза, на щупальцах ставим точки — присоски.
3939

Добавляем около головы пузырики.
40

Рисуем воду.


Первый вариант — четырьмя (или даже пятью) пальцами проводим волнистые параллельные линии.
41

Второй вариант — краешками ногтей рисуем горизонтальные чёрточки от дальнего плана к переднему.
4242

Рисуем облака.


На чистом поле присыпаем песком небольшие участки и кулачком рисуем облака - правой рукой делаем движения против часовой стрелки и двигаемся вправо, левой рукой - по часовой стрелке и двигаемся влево.
43

44

Рисуем мелкие детали по чистому фону.


Этот приём необходим при рисовании лица (глаза, нос, губы), а также мелких деталей различных объектов. Двумя пальцами, большим и указательным, практически касаясь поверхности стола, вырисовываем нужный элемент. Например, рисуем чайку.
45

Губы.


46

Рисуем фактуру различными предметами.


Используя различные предметы, можно получить разную фактуру. Разные кисти дают разную толщину линии и разные отпечатки.
47

4848

Такой кистью можно рисовать, например, волосы.
49

Палочкой из китайского ресторана можно делать надписи и красивые декоративные узоры.
5050

В ход пойдут также расчёска.
51

52

Визитная карточка.
53

Зубочистка.
54

Бамбуковый шампур и так далее.
55

Есть ещё интересный приём. Рисуем отпечатки листьев.
На чистый фон (или уже на готовый фон) кладём сорванный лист и присыпаем сверху тонким слоем песка.
56

Затем лист осторожно убираем. Получаем изображение, которое можно дорисовать.
57

Предметы можно взять разные — здесь все зависит от вашей фантазии.

Насыпаем полутона.


Полутона дают объём и богатство рисунка. Большим и указательным пальцами берём немного песка (так, чтобы он не высыпался из пальцев при переносе от места с песком около бортика к самому песочному изображению).

Аккуратно и медленно раскрывая пальцы от кончиков, насыпаем тонкий слой в нужное место.
58

При повторении процедуры добиваемся более толстого слоя и, соответственно, более плотного оттенка в песочном рисунке. Применим этот приём, нарисовав яблоко.
59

«Рисуем глаз».


Насыпаем кружочек, в центре слой песка больше — темнее тон, затем насыпаем тонкую линию верхнего века.
60

Помним, что верхнее веко немного прикрывает радужную оболочку. Если веко нарисовать выше — получится удивлённое или испуганное выражение. Насыпаем линию, более широкую, чем линия века, — это бровь. Ногтем или палочкой рисуем блик в глазу и справа рефлекс — это даст объём.
61

Насыпаем полутень у переносицы, над верхним веком под бровью и над верхним веком с внешнего угла глаза.
62

Уплотняем тон.
63

Аккуратно рисуем тонкую линию нижнего века.
64

Уже по насыпанному тону аккуратно насыпаем ресницы.
65

Упражнение «Полумесяц».


Засыпаем фон быстрым движением. Ребром ладони, включая мизинец до самого кончика, рисуем полукруг.
6666

67

Если держать руку ладонью к себе — сверху и снизу дуги толщина полосы будет сходить на нет. А самая широкая часть получится в центре. Это как раз то, что нужно в данном рисунке.
Если надо сделать полумесяц тоньше — рисуем дугу ребром первой фаланги большого пальца. Если нужно сделать полумесяц толще — рисуем дугу ребром ладони в два приёма; проводим вторую дугу широкой частью рядом с первой.

Полумесяц готов, теперь добавим ему черты лица. Боковой стороной первой фаланги большого пальца делаем медленное движение от чистого поля, выходя за край.
68

Чем дальше от края вы проведёте движение, тем длиннее получатся нос, губы или подбородок. Когда готов профиль полумесяца, нарисуем ему глаз. Предположим, что полумесяц ночью спит. Глаз в этом случае закрыт. Двумя пальцами, большим и указательным, насыпаем тонкую полукруглую линию. Можно скорректировать её кончиком пальца. Выделяем щёку, насыпая полукругом полутон. Небо оживляем звёздочками — их можно нарисовать кончиком ногтя или тонким предметом.

При желании можно добавить круглые «сонные пузырики».
6969

Ищите подробные мастер-классы на нашем сайте!


Помоги пожалуйста нам, добавь эту статью себе в социальные сети

Рекомендуем для просмотра

Добавить комментарий
Ваше имя:  

Напишите ниже в форму слово "отдых" без кавычек