ГлавнаяКонтакты

Винтажный текстиль в интерьере

Историк, к.и.н. Ирина Чурина.

Само понятие «винтаж» отсылает нас к недавнему прошлому, ассоциируется с ностальгией, «старыми добрыми временами», чем-то устаревшим, но приобретшим в связи с возрастом новую ценность. В этом случае «винтаж» используется в широком смысле. В узком понимании чаще ориентируется на европейскую моду 50-60-х годов, на характерный стиль элиты эпохи. Вместе с тем существует и отечественный, о котором нам предстоит говорить.
Винтажный текстиль в интерьере

Наконец, «винтажем» может быть и подражание старинной вещи, то есть заимствование из прошлого формы, некого характерного колорита при смене материала, содержания и техники исполнения. Однако этот поиск образа, прототипа в прошлом будет общим качеством для «винтажа» в любом смысле. Очень верно, на мой взгляд, определил понятие дизайнер Дмитрий Сикорский, назвав его «игрой в воспоминания».

Итак, речь пойдет о характерном советском текстиле послевоенных десятилетий, оригинальном, «винтажном» в узком смысле, о роли вышивки в интерьере в этот период, о том, каким мы представляем себе свое прошлое.

Вышивка как художественная самодеятельность.


В январе 1938 года в «Советском искусстве» была опубликована заметка под характерным названием «Кружок домохозяек-художниц»: «Работники Государственного издательства изобразительных искусств обратили внимание на то, что многие домашние хозяйки отлично владеют искусством художественной вышивки. Так была организована большая выставка художественных работ домохозяек, приуроченная к историческому дню - 12 декабря 1937 года (выборы в Верховный Совет)».

Выставка, на которой были представлены салфетки, полотенца и панно, выполненные в различных техниках, названа автором заметки «значительным достижением художественной самодеятельности». Следствием события, кстати, стало создание кружка из 35 «домашних хозяек-вышивальщиц».

Это показывает нам, что, кажется, женщины вышивали всегда, независимо от отношения к их занятию. Правда, одно 1 важное изменение произошло: исчезновение сословий в социальной действительности привело со временем к слиянию, взаимопроникновению культур крестьянской и дворянской, городской и сельской. Складывался новый быт, в котором вышитые и вязаные вещи занимали не последнее место.

Домашний уют: старое и новое.


Прекрасно отражены довоенный и послевоенный интерьеры в кинематографе: художественные фильмы «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Благословите женщину» (2003) и другие.

Очень характерны для убранства комнат этого времени вышитые в технике ришелье занавески на окна или в дверной проем, наволочки, простыни, салфетки. Этот вид вышивки «был в тренде» еще в довоенное время. Пришедшая из городской дворянской среды изысканная белоснежная вышивка ришелье несколько утратила свою ажурность, стала проще и лаконичнее, поскольку часто исполнялась надомницами на заказ на швейной машинке.
11

Был в советском интерьере такой милый элемент, как этажерка, полочки которой как раз и украшали салфетки, вышитые ришелье, и всевозможные безделушки: раковины, мраморные слоники, фарфор. Легкие белые занавески и салфетки словно с резным узором прожили долгий век, сохранившись до 80-х годов прошлого века, а местами и по сей день.

Скатерть на стол могла быть вязаная, выполненная в технике филе или плюшевая. Дорожки, выполненные многоцветной гладью с цветочным узором, вышивкой горьковским гипюром, ришелье, украшали комоды и буфеты.
22

Нередко салфетка или дорожка прикалывалась к настенному коврику наискосок или таким же образом на спинку дивана.

Характерной чертой интерьера этого времени будет также тканевый абажур с бахромой над столом.
33

Особенностью убранства спального места были подушки, уложенные друг на друга горкой. Учитывая это, вышивку или кружево мастерицы располагали на ребре подушки, чтобы этот элемент декора был на виду. От пыли и в декоративных целях горку подушек покрывали вышитой кисейной накидкой. Этот элемент домашнего уюта также дожил до 80-х годов XX века, хотя еще во второй половине XIX века встречался в быту городского населения.
44

Некоторым анахронизмом в это время оставался и подзор - вышитый или вязаный край простыни, который был виден из-под покрывала, характерная черта еще дореволюционного крестьянского быта.
55

Настенные коврики - один из самых ярких атрибутов советского текстиля. Этот удивительный предмет, практически исчезнувший из современного быта, пережил целую историю перевоплощения.

«На рубеже 1950-1960-х годов получает распространение техника печати на ворсовых тканях, таких как плюш и бархат», - пишет А. Л. Усанова, отмечая, что статус таких изделий повышало качество ткани. Однако уже «Домоводство» 1958 года сетует: «Нередко в квартирах можно увидеть коврики с лебедями, лилиями, написанными масляной краской по сатину.
66

Эти коврики очень плохи: они выполнены грубо, некрасивы и только портят вид комнаты. Гораздо лучше повесить на стены репродукции с хороших картин...»

Однако коврики устояли перед борьбой с дурным вкусом: следуя популярному советскому лозунгу «культура в массы», теперь они воспроизводили сюжеты известных картин художников-передвижников: «Утро в сосновом бору» И.И. Шишкина, «Охотники на привале» В.Г Перова, «Три богатыря» В.М. Васнецова. Это были гобеленовые коврики фабричного производства, но по-прежнему встречались и плюшевые, а также вышитые сюзане и тканые килимы из среднеазиатских республик. Вешали их, как правило, над кроватью, где они кроме декоративной выполняли утилитарную функцию, закрывая холодную стену.
77

Самые же чудесные настенные гобеленовые коврики ввозили из ГДР трофейные. Из ГДР вообще ввозили много чего, мой дед служил в 1950-1956 годах в городе Ютеборге, по переезде на родину были привезены с собой не только сервиз на двенадцать персон, фарфоровые статуэтки, но три настенных коврика и даже диван.

Маленькие диванные подушки-думочки тоже были свойственны убранству комнат. Часто их вышивали болгарским крестом, используя подручные нити различного качества и цветов, потому чаще встречаются геометрические композиции, которые позволяли произвольно выбирать цвета. Были и подушки-думочки с цветочными узорами или незатейливыми детскими мотивами.
88

Итак, для послевоенного времени характерно, с одной стороны, устоявшееся смешение дворянской и народной традиций в вышивке, с другой - новое разделение на элитарную, номенклатурную культуру и народную, городскую и деревенскую. Вместе с тем русскую народную вышивку начали широко изучать специалисты, посещая деревни в ходе экспедиций, собирая музейные коллекции. Скоро характерная русская вышивка вошла в моду и появилась уже в модных домах СССР.

Оформляя свой интерьер в стиле винтаж, вы можете подарить вторую жизнь вещам, которые служили вашим бабушкам. Современные дизайнеры и теперь готовы предложить «винтажные» узоры для вышивания, с несколько примитивными формами и цветопередачей, оттенками «выцветших» нитей.

Безусловно свойственные винтажу бахрома и кружево разного исполнения также заслуживают внимания рукодельниц. Существует целая индустрия, предлагающая искусственно состаренные вещи или антикварные предметы, в том числе текстиль. Впрочем, даже если в самой обычной современной комнате окажутся две-три вещи «с историей», они не перестанут служить основной идее «винтажа» - быть напоминанием.


Помоги пожалуйста нам, добавь эту статью себе в социальные сети

Рекомендуем для просмотра

Добавить комментарий
Ваше имя:  

Напишите ниже в форму слово "вышивка" без кавычек