ГлавнаяКонтакты

История шляпок

Автор статьи Ирина Синкевич.

История шляпок

Шляпка - это несомненно очень женственный аксессуар, который придает грациозность и некую загадку своей обладательнице. Его история так же интересна, как и сама женщина.

Ритуальный аксессуар.


Еще в древних цивилизациях люди с большим почтением относились к голове. Существовало множество различных головных уборов, которые подчеркивали значимость этой части тела. Платки, короны, диадемы, ленты - они указывали, насколько человек наделен властью и сколько у него в хранилище золота.

Помимо этого головным уборам придавали и магическое значение, он был своего рода «двойником» головы. В некоторых племенах и по сей день действуют ритуалы, связанные с этим аксессуаром.

Бургундские модницы.


Особый вклад в историю шляпок внес бургундский двор. Именно он в XV веке считался законодателем моды, а костюмы, которые носили в то время знатные и богатые люди -эталоном изящества. В этот период головные уборы потеснили прически. Незачем было придумывать, как уложить копну волос - поместить замысловатое нечто на голове было гораздо удобнее.

Например, двурогие чепцы с покрывалами различной длины и формы, тяжелые тюрбаны, конусообразный эннен - сейчас все это кажется чересчур вычурным и нелепым. Кстати, последний является прародителем современной шляпки. Помните, именно такой был у фей, волшебников и звездочетов в сказках?
Двурогие чепцыДвурогие чепцы

Конусообразный энненКонусообразный эннен

Считается, что он стал популярен благодаря французской королеве Изабелле Баварской. В период бургундской моды такие конусы носили придворные дамы. Высокие потолки в то время, конечно, позволяли щеголять в таких нескромных шляпах, но под особые виды (некоторые достигали метра) приходилось прорубать проемы. Нелегко, но мода - штука капризная и требует жертв.
Изабелла Баварская

Изабелла Баварская в геннинеИзабелла Баварская в геннине

Ханс Мемлинг. Портрет Марии Барончелли в геннине, XV векХанс Мемлинг. Портрет Марии Барончелли в геннине, XV век

Петрус Кристус. Портрет коленопреклонной донаторки в геннине. XV векПетрус Кристус. Портрет коленопреклонной донаторки в геннине. XV век

Шляпа как искусство.


Интересным был и XVIII век. На этот раз правила моды диктовала французская королева Мария Антуанетта.
Мария Антуанетта

Она ввела в моду еще более вычурные шляпы, которые достигали 1-1,5 метра в диаметре. Это было целое произведение искусства. Композиция из живых цветов, перьев, бантов, кружев, драгоценностей, клетки с птичками, корабли, сады - и все это на голове хрупкой женщины.
Вычурная шляпа 1Вычурная шляпа 1

«Шляпы настроения» - это причудливые сооружения, которые зачастую выражали тайные мысли женщины. Например, бабочки вокруг прически говорили о том, что особа не прочь пофлиртовать с кавалером. Иные модисты водружали фигурки на головные уборы и прически, которые символизировали те или иные события в мире. Один путешественник в 1774 году написал: «Ежедневные новости можно узнать рассматривая головки женщин».
Вычурная шляпа 2Вычурная шляпа 2

Чепцы и кокошники.


Постепенно шляпки становятся все ниже, приобретая простые незамысловатые формы. В XIX веке головной убор был обязательным предметом гардероба и знаком принадлежности к дворянскому сословию. Одним из объединяющих элементов были манотьерки - завязки под подбородком.
Манотьерка

В это время в обществе был навеян образ изящной, хрупкой дамы, похожей на дуновение ветерка. Отсюда шляпки из тонких тканей пастельных тонов. Замужние дамы носили чепцы, но только днем, до выезда на светское мероприятие.
Чепец 1

Чепец 2Чепец 2

Чепец 3Чепец 3

Чепец 4Чепец 4

Чепец 5Чепец 5

В середине века русский стиль возвестил о роскошных кокошниках, украшенных камнями, вуалями, в которых модницы появлялись на раутах.
Кокошник 1

Кокошник 2Кокошник 2

Кокошник 3Кокошник 3

Одной из деталей бального туалета в начале XIX века был и берет. Его шили из бархата, парчи, шелка, и в одном из таких беретов Татьяна Ларина появилась на балу.

Еще один знаменательный головной убор этой эпохи - шляпка «Памела», которая декорировалась полевыми цветами.
Шляпка ПамелаШляпка Памела

Разнообразие современности.


В начале XX века шляпы становятся поистине культовым аксессуаром. Немаловажную роль в развитии моды сыграли такие иконы стиля, как Коко Шанель с ее элегантностью и Эльза Скиапарелли с сюрреалистичными шляпками-башмачками. «Таблетки» широкополые шляпы, клош, «ток» и многие другие - все они оставили след и до сих пор используются для создания различных
образов.
Эльза Скиапарелли

Одна из первых шляпок Коко Шанель

Шьем шляпку сами.


Если вы владеете элементарными навыками работы на швейной машине, то осилить пошив летней шляпки не составит большого труда. С чего начать?

Все начинается с проекта. Определитесь, для чего вам нужна шляпка. Для отдыха на море подходит шляпа с большими полями -крыша на голове, чтобы спрятаться от палящего солнца. Для прогулок по лесу надо выбирать шляпку с полями поменьше, а вот для защиты головы от веток, насекомых очень понадобится шляпка типа панамы или клош-колокольчик.
Для прогулок по городу удобны кепки. Козырек защитит от солнца глаза, да и макушка не перегреется.

Следующий этап - построение выкройки. Берем сантиметровую ленту и измеряем окружность головы. Из плотного картона делаем лекала с припусками на швы 1,0-1,5 см по всему контуру детали.

Выбор материала для шляпы.


Для лета подойдут ткани, которые хорошо впитывают влагу, пропускают воздух и защищают от перегрева. Очень практичны шляпки из денима. Их можно шить швами наружу без обработки, и специально размахрить.

Прежде чем приступать к шитью, новую ткань необходимо продекатировать. Для этого кладем ее в таз с горячей водой - необходимо, чтобы она полностью промокла. Ткань не надо отжимать или мять. Вынимаем из воды, даем стечь воде и просушиваем до слегка влажного состояния. Проглаживаем. Ткань готова для дальнейшей работы.

Раскрой и пошив шляпки.


Раскрой производим в соответствии с указанием направления долевой нити. В головных уборах это очень важно. Нарушение этого требования равнозначно тому, что вы зря потратите время и материалы, а изделие не будет иметь должного вида. Края обрабатываем швом «зигзаг» или оверлоком.

Летние головные уборы шьются без подкладки и клеевых прокладок. Клеевые прокладки используются только в полях для придания им формы. При шитье головных уборов надо «дружить с утюгом». Каждый шов обязательно надо подвергать тепловой обработке. И, конечно, самое важное условие - аккуратность в работе. Ведь если что, даже маленькие огрехи будут видны.

Источник: журнал "Лукошко идей. Спецвыпуск, аксессуары." №10 2014.


Помоги пожалуйста нам, добавь эту статью себе в социальные сети

Рекомендуем для просмотра

Добавить комментарий
Ваше имя:  

Напишите ниже в форму слово "игрушка" без кавычек