ГлавнаяКонтакты

История вышивки

В русской традиционной культуре прядение, ткачество, шитье и вышивка занимали в жизни женщины огромное место. Заботы эти были распределены по сельскохозяйственным сезонам, привязаны к церковному календарю и, что интересно, имели разделение по возрастам.
История вышивки

Девушки пряли только растительное волокно, прядением шерсти прилично было заниматься женщинам почтенного возраста. Вышивка же традиционно была девичьим занятием. И не будет преувеличением сказать, что все труды девушки на этом поприще лет с семи до шестнадцати были связаны с приготовлением приданого.
История вышивки - фото 1

В старину невеста заготавливала себе к свадьбе 30-50 рубах, не менее 40, а порой и до сотни полотенец, сарафаны, скатерти и простыни с узорными подзорами, так чтобы хватило потом на всю семейную жизнь. Полотенца были не те, что теперь. Нынешние в деревнях еще в 50-е годы прошлого века звали не иначе как рукотерами. Полотенца же имели сакральное значение, применялись в обрядах, дарились родне жениха да и самому жениху в знак согласия на брак.
История вышивки - фото 2

При этом вышивка играла ключевую роль. Вышитые предметы обихода, а особенно свадебный наряд из века в век несли в себе особую ритуально-мифологическую и социально-бытовую информацию, представленную в виде символов и образов. Узор читался, по нему можно было сказать, откуда человек родом, девушка ли носит данную рубаху, молодушка ли, или баба. Потому этнограф Т.А. Бернштам назвала вышивку «женской летописью».
История вышивки - фото 3История вышивки - фото 3

До нашего времени сохранились вышитые предметы преимущественно XVIII-XX вв. Хотя археологи говорят о наличии вышивки еще в X-XI вв., в музейных коллекциях наиболее ранней крестьянской вышивкой является фрагмент столешника XV-XVI вв. в экспозиции Русского музея в Петербурге. История его уникальна. В 1957 году в музей поступила икона из города Белозерска. Тогда и выяснилось, что в качестве паволоки на тыльную сторону иконы подклеен тонкий холст, на котором белыми нитями вышит орнамент с оленями.
История вышивки - фото 4История вышивки - фото 4

Знаете, летописцы в древности многократно переписывали тексты своих предшественников, что-то меняя, а где-то следуя букве образца. Нечто подобное происходило с вышивкой: сохранился сундук с бабушкиной рубахой - спороли с нее вышивку, приладили к новой рубахе. Узор внучка повторила в своем рукоделии, соседка на супрядках увидела - взяла себе за образец.
История вышивки - фото 5История вышивки - фото 5

Для обмена опытом и общения в старину девушки собирались на «беседы», где пряли (отсюда «супрядки») и вышивали под пение и сказки. Вышивание было «чистой» работой, т. е. делом, которым им позволительно было заниматься в праздник или воскресный день. Покровительницей прядения считалась святая Параскева Пятница, а вышивания - святая Варвара.
История вышивки - фото 6История вышивки - фото 6

В крестьянской вышивке использовалось преимущественно домотканое льняное полотно, льняные, хлопчатобумажные или шерстяные нитки. Цвета вышивки в большинстве районов России доминировал огненно-яркий красный цвет, с вкраплениями синего и черного - в смоленской вышивке, в сочетании с белым и синим - в тульской, с зеленым - в калужской.
История вышивки - фото 7История вышивки - фото 7

Применяли крестьянки и золотную нить. В XIX веке она стала доступнее: производилась в России из бумажной нити и медной позолоченной проволочки. Золотные нити встречаются в тамбовской вышивке, широко применялись в северодвинском шитье. Ими вышивали головные уборы, праздничные рубахи, рукавички, наголовнички к детским пеленкам.
История вышивки - фото 8История вышивки - фото 8

Вышивка отличалась не только цветом, но часто и техникой исполнения. Имена русских городов на века остались в наименованиях «вологодский шов по письму», «вологодское стекло», «владимирский верхошов», «нижегородский гипюр», «мстерская белая гладь».
История вышивки - фото 9История вышивки - фото 9

В крестьянской вышивке особенно популярны были двусторонние швы, когда лицевая и изнаночная стороны получались одинаковыми: «роспись» (в основе его шов «вперед иголку»); счетная двусторонняя гладь; «набор», который выполнялся вперед иголкой и представлял собой плотно уложенные горизонтальные стежки, образующие на изнанке негативное изображение рисунка; тамбурный шов («цепочка», «шов в цепки»).
История вышивки - фото 10История вышивки - фото 10

С XVIII века известны различные виды строчки - вышивки с предварительным выдергиванием нитей по утку и основе, различные мережки, белая и цветная перевить, гипюр.
История вышивки - фото 11История вышивки - фото 11

Удивительно, но любимый нынешними рукодельницами шов «крестик» появился в русской деревне лишь в середине XIX века. Традиционно был распространен «двусторонний крест», представлявший собой два диагональных стежка как на лицевой, так и на изнаночной стороне. При этом каждый крестик вышивался отдельно.
История вышивки - фото 12История вышивки - фото 12

Узоры из «современных» крестиков появились позднее; для них лучше подходило не домотканое, а фабричное полотно (канва попала в деревню только в конце XIX века), нужны были печатные схемы. Под влиянием городской культуры крестиком стали вышивать узоры, изначально выполнявшиеся «набором» и «росписью».
История вышивки - фото 13История вышивки - фото 13

Какие ж это были узоры? Безусловно, они различались по губерниям, а порой какой-то узор был характерен для группы сел. Но в целом в вышивке преобладали геометрические формы (ромб с продленными сторонами - «репей», ромб с крючьями на углах - «лягушечка», розетка, крест). Будучи архаичными, они уже в XIX веке были умолкнувшими символами, выполнявшими только декоративную функцию.
История вышивки - фото 14История вышивки - фото 14

Кроме того, характерны были многофигурные композиции с барсами, оленями, всадниками, женскими фигурами, имевшие изначально мифологическое значение.

Течение времени вносило новые образы и смыслы: в вышивке распространился образ двуглавого орла, появилась птица сирин, взятая с лубочной картинки. Уже в XVIII веке вологодские мастерицы на подзорах изображают народные гуляния, свадебный поезд, сцены из «барской» жизни, скажем, выезд барыни в карете.
История вышивки - фото 15История вышивки - фото 15

Называя крестьянскую вышивку «женской летописью», замечу, что иногда вышивались и настоящие тексты: пожелания, строчки из песен, имена мастериц, пояснительные надписи.


Помоги пожалуйста нам, добавь эту статью себе в социальные сети

Рекомендуем для просмотра

Добавить комментарий
Ваше имя:  

Напишите ниже в форму слово "выставка" без кавычек